-->

четверг, 19 декабря 2013 г.

Евромайдан. Что делать?

Путинский нокаут ЕС и американцам как проверка силы революции в Украине.

1.

   Украина, безусловно, сейчас переживает момент важнейшего исторического выбора пути дальнейшего развития. Перед действующей властью, перед «элитой» страны и всеми ее гражданами с особой остротой стал вопрос - что делать?   Кажется, что В. Путин в борьбе за Украину одержал чистую победу над ЕС и американцами. Нокаутом! Во всяком случае в этом раунде. Сегодня это признают в своих комментариях практически все ведущие западные издания. Но означает ли это, что Украинская революция закончилась, так ничего и не добившись? Хочется верить, что все как раз наоборот и вот почему.


   1. Настоящие революции всегда оказывались сильнее любых комбинаций политиков и внешних и внутренних, если они не отвечали глубинным чаяниям народа и велениям времени. Речь не только о известных всем примерах ВОСР в России 1917-1922 гг. или ВФБР 1789-1793 гг. во Франции. Так было много раз в истории. Например, во время революции в Нидерландах 1565-1609 гг. Вот красноречивый отрывок из донесения одного из лучших военачальников того времени, командующего первоклассной 60-тысячной карательной армией, герцога Альбы королю Испании Филиппу второму об осаде голландского города Гарлем в 1573 г.: «...Если бы это была война против какого-либо другого государя, то она давно была бы уже закончена, но рост числа этих изменников, - это настоящее чудо!.. Особенно сбивает меня с толку, когда я вижу, с каким трудом вы, Ваше Величество, достаете новые подкрепления и с какой легкостью люди отдают свою жизнь и свое имущество в распоряжение этих мятежников». (Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. Под редакцией Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М. Издательство «Учпедгиз». 1950 г. С. 235). Или вот другой яркий пример: В 490 г. до н. э. численность доселе непобедимого персидского войска Дария первого, и затем в 480 г. до н. э. еще более многочисленной армии Ксеркса, пришедших завоевывать Древнюю Грецию, была в несколько раз больше количества всех Граждан Афин и Спарты вместе взятых. Количества, но не качества! (История Древнего мира. Т. 2., М. Издательство «Наука». 1989 г., 577 с.) Но ближе всего и по времени и по содержанию к Украине 2013-го - пример ненасильственного сопротивления в Индии середины 20 века. Один только «соляной марш» 1930 г. во главе с Махатмой Ганди чего стоит!..

   Достойны ли события, происходящие сейчас в Украине, стать в один ряд с приведенными выше примерами? Пока неясно. Но как бы не хотелось кому-то приуменьшить, извратить происходящее, факты говорят сами за себя. Народ Украины показал беспримерную стойкость, достоинство и мудрость, сумев мирно отстоять свое право на митинги (гарантированное ст. 39 Конституции Украины и ст. 11 Европейской Конвенции) в ночном противостоянии с многотысячной армией ВВ и «Беркута» 11 декабря. Не менее примечательно то, что протестовать выходят сотни тысяч, миллионы людей. Протестуют постоянно почти месяц и не собираются, вопреки прогнозам и обстоятельствам, «сдуваться»! На морозе и на баррикадах, днем и ночью, практически без сильных толковых лидеров! И все это без мародерства, как в том же Париже или Хьюстоне, к примеру! Безответственная власть собрала десятки тысяч на «антимайдан», но и здесь народ с обеих сторон не поддался на фактическую провокацию и не пошел «стенка на стенку»! Такого не было ни в одной из прежних «бархатных революций» в Европе, ни тем более во время «арабской весны»! Такого не было еще никогда во всей мировой истории! Так что украинская революция теперь имеет право заявлять о своей первой большой моральной победе!

   2. Уже можно смело говорить о том, что происходящее в Украине принципиально отличается и от прежних «бархатных революций», и от тех «беспорядков», которые происходят в мире одновременно с так называемым «евромайданом». Прямо сейчас, в эти декабрьские дни 2013 г. одновременно с Украиной в мире проходят массовые акции протеста еще в десятке стран: Таиланд, Румыния, Италия, Бангладеш, Мальдивы. В Египте, Аргентине, Китае, Ираке— беспорядки с десятками жертв. В Центрально-Африканской республике, Южном Судане и Сирии — гражданские войны. Ранее в этом году только в странах благополучного Евросоюза масштабные протесты прошли в Болгарии, Франции, Англии и Греции. Дело в том, что во всем мире в последние пару десятилетий и особенно в последние годы развивается и нарастает общий кризис власти. Везде (даже в самых развитых странах) в народе растет «брожение», а «верхи» пока не имеют адекватного ответа на вызов времени и усиление репрессий им помогает все меньше. Более того, сейчас, пожалуй, впервые в истории цивилизации даже наука не знает, что именно происходит и как реагировать. Ученые просто не поспевают за резко ускорившимися процессами, в том числе социальными. Но уже понятно, что одним из ключей к пониманию сути общего кризиса власти является осознание того, что общество будущего — это открытое общество. Причем это не то, о чем говорил Карл Поппер (К. Поппер. Открытое общество и его враги. М. Изд. Международный фонд “ Культурная инициатива”,1992., Т. 1. - 448 с. Т. 2. - 528 с.). Это принципиально другое, находящееся на следующей ступени развития открытое общество, общество соответствующее экосферной цивилизации. Впрочем, это отдельная огромная тема, которую даже тезисно невозможно раскрыть в рамках данной статьи. Важно лишь отметить, что тенденция к новому качеству открытости резко нарастает в последние десятилетия и особенно годы. Возможно мы уже близки к условной переломной точке. И декабрь 2013 г. в Украине — возможно, одна из ключевых вех этого пути...

   3. На самом деле у «евромайдана» уже есть и первая серьезная материальная победа! Разве 14 договоров с Россией от 17 декабря не являются на самом деле прямым следствием и заслугой революции в Украине? Ведь ТС не подписан и одновременно не закрыта дорога в ЕС. Зато заключенные соглашения и, прежде всего, снижение цены на газ, могут значительно облегчить проведение необходимой модернизации. Кто бы мог подумать, что после трех с половиной лет беспомощных стенаний о непомерно высокой газовой цене Украина вдруг получит примерно 30% скидки не отдавая свою ГТС? Да еще и 15 млрд. кредита под 5,3% годовых, из которых 3 млрд., по сообщениям, поступило в первый же день! (см. например: http://www.unian.net/news/612824-rossiya-namerena-kupit-ovgz-ukrainyi-pod-rekordno-nizkie-protsentyi.html  и  http://podrobnosti.ua/analytics/2013/12/18/948802.html) При всей неоднозначности «аттракциона невиданной щедрости» (по газу это как минимум необходимость ежеквартально заключать дополнения к базовому договору и подтверждать пресловутый коэффициент «к». По кредиту — привязка к ОВГЗ и отсутствие требований по расходованию средств, что в существующих реалиях скорее минус, чем плюс) можно верить словам премьер-министра о том, что «произошло историческое событие». (см.: http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=246924409&cat_id=244838733 ). Даже углубление сотрудничества с Россией тоже можно расценивать как положительный момент. В конце концов и РФ рано или поздно станет частью объединенной Европы. Кстати, например, в НАТО Россия уже сейчас больше интегрирована, чем Украина. Так что действующая власть на самом деле должна благодарить «майдан» за щедрые уступки со стороны России, а народ - В. Януковича за то, что Президент смог воспользоваться благоприятным моментом. А вот сможет ли Украина оптимально и эффективно распорядиться данными средствами будет зависеть от многих факторов. И от качества работы правительства, и от степени модернизации страны и, пожалуй, самое главное, от того, насколько прозрачно и открыто удасться контролировать финансовые потоки. (Читай, чтобы воровали поменьше). Так что же нам мешает сейчас установить свой внутренний контроль над распоряжением «подарком», строить, так сказать, Европу самим внутри Украины...

2.
Что делать дальше?
   Одна из ключевых особенностей момента в Украине — протестующий народ требует прежде всего модернизации страны. Об этом много говорят, (см. например: http://kpravda.com/lyudi-poshli-na-evromajdan-ne-za-politikami-i-ne-za-lozungami/ )
Или вот одна из популярных листовок:

   Но ни действующая власть, ни оппозиционная тройка, ни коммунисты этого по большому счету не хотят замечать или не могут еще «созреть» до этого. «Верхи» страны даже не осознали толком тенденции, не говоря уже о том, чтобы ее возглавить и направить. Для вас, и «оппозиционной тройки» и, тем более, действующей власти, начало евромайдана было полной неожиданностью. Вы и теперь продолжаете свои игры по шаблонам уже прошлой, быстро уходящей эпохи. По-тихому «договориться», сложить комбинации, переиграть (читай - «кинуть») партнера-конкурента. Но веление времени совсем другое, время изменилось уже, а-ууу! 
   Отсюда еще одна особенность - у революции, к большому сожалению, сейчас явно нет достойного лидера. Возможно, переформатирование нужно не только власти, но и оппозиции, всей «элите»?! Как главный итог 4-го «вече», собравшего десятки тысяч людей в день подписания соглашений с Россией - требовать снижения коммунальных тарифов?! Смешно! Впрочем, так же, как и все предыдущие так называемые «резолюции», принятые при еще большем стечении народа и поведение в парламенте на следующий, пока сегодняшний, день — 18.12. Не удивительно, что по популярности на майдане даже В. Кличко, не говоря уже о двух других из «тройки», уступает П. Порошенко и А. Гриценко. Мудрость, известная и в Древнем Востоке и в Древнеримской империи, но часто приписываемая Наполеону, гласит: «Армия баранов, возглавляемая львом, всегда одержит победу над войском львов под предводительством барана». Отсутствие настоящего «льва» признают уже не только на майдане, но и на Западе и в среде самих оппозиционеров. (см. например: http://delo.ua/ukraine/v-ukraine-net-lidera-sposobnogo-svergnut-vlast-valensa-222626/ и http://www.unian.net/news/613002-lutsenko-schitaet-chto-v-ukraine-esche-net-politicheskoy-silyi-kotoraya-vyirajaet-interesyi-evromaydana.html)
   Революции и Украине в целом срочно требуется новый или новые лидеры либо «старые», (причем независимо от их сегодняшнего ранга и политической принадлежности, в том числе ПР) которые сумеют кардинально изменить свою политику. Поиск таких людей уже активно идет. И речь действительно не только о руководителях «евромайдана». Речь идет об общенациональном лидере нового качества. Понимающем, что нужно проводить настоящую, а не бутафорскую модернизацию.
   Ведь Украина — страна с богатейшими природными ресурсами, с огромным экономическим и культурным потенциалом. Почему же тогда сейчас в Белоруссии реальный ВВП на душу населения в два раза выше, чем в Украине, в Польше — более, чем в два, а в Словакии - более, чем в три? Ведь всего 20 лет назад мы были с ними примерно на одном уровне. Почему и теперь в Украине пятый квартал подряд снижается и промпроизводство, и ВВП, а в «кризисной» Европе, пусть и минимальный, но рост. Рост, также как и у всех наших соседей?! Почему в Грузии, недавно считавшейся самой коррумпированной республикой СССР, сейчас нельзя дать взятку гаишнику, а практически любой документ, зайдя в Дом Юстиции, можно получить не более, чем за 10 минут? 
   Все эти вопросы народ вправе адресовать «элите» страны и, по большому счету, самому себе, следуя поговорке, - «каждый народ достоин тех, кто им управляет». Потому-то листовки с содержанием, подобным вышеуказанному — самые популярные и на майдане, и в интернете...
   Это уже вторая революция за 9 лет! Элита, прислушайтесь, наконец, к своему народу, поймите, чего он хочет!..
   Какие могут быть сейчас варианты развития событий? Оппозиция сейчас слаба (но потому и может быть опасна. см. например: http://aanalitik.com.ua/epoxa-mertvorozhdennyx-ili-krovoprolitie-na-ukraine-tochka-nevozvrata-projdena/ ). Перед действующей властью и лично Президентом тоже непростой выбор. Можно сейчас не замечать «евромайдан» или даже попытаться снова его разогнать. И тем самым загнать проблемы внутрь с риском в скором времени получить их вновь, только в более радикальном варианте. Ведь своеобразная революционная «идиллия» Украины постоянно висит на волоске. Если продолжать раскачивать ситуацию, то «мягкий вариант Сирии» может превратится и в более жесткий. Есть и другой риск для власти — а что если «майдан» так и не «рассосется» до лета, например?
   У Украины есть третий вариант выхода из кризиса — путь достижения национального компромисса! Что бы там не говорили политтехнологи (см. например: http://obozrevatel.com/interview/49820-sergej-gajdaj-oppozitsii-majdan-nevyigoden--emu-nuzhno-sootvetstvovat.htm ) - время уже изменилось. Достаточно обратить внимание на события в Болгарии в начале этого года. Во-первых, Украина еще не скатилась к "варварству". Во-вторых, исторический момент прямо сейчас предоставляет возможность в Украине впервые в послевоенной мировой истории начать «снизу» процесс масштабной модернизации страны. Мы все, и народ, и власть, и оппозиция вполне в состоянии это ясно понять и признать. Если майдан выстоит и на этот раз, благополучно пережив наметившийся спад своей четвертой стадии, то это будет как минимум вторая большая моральная победа! Если же за это время оформятся внятные требования и понимание, что надо делать у "элиты", тем более, если появится настоящий лидер, то революция победит окончательно! 
   Народ, являющийся высшей властью страны, руководствуясь ст. 5 Конституции Украины, вправе напрямую потребовать сейчас от так называемой «элиты» страны выработки четкой и внятной программы преобразований, развития страны. А «элита» - и действующая власть и оппозиция могут и должны поддержать такое начинание. Пусть это будет «мозговой штурм», направленный на определение процветающего будущего Украины, на поиск оптимального пути эффективной модернизации страны!


3.
Алгоритм возможного выхода из тупика.
   Прежде всего, очевидно, что проводящиеся до сих пор переговоры и «круглые столы» должны перейти в новое качественное состояние. Необходимо в другом формате начать определять «дорожную карту» действий. Выработать документ, например, меморандум или соглашение «О национальном компромиссе и программе модернизации Украины» (название рабочее), в котором были бы зафиксированы все основные моменты, необходимые для выхода из кризиса. Подписать его должны Президент, премьер-министр, спикер парламента, три лидера оппозиции и один-два представителя от евромайдана, которых выберет сам народ, например, на «вече» при условии собрания не менее 100000 человек.
   Основные вопросы соглашения (меморандума) «О национальном компромиссе и программе модернизации Украины».
   1. Очевидно, что из-за запутанности, несовершенства законодательства Украины, невысокого, мягко говоря, авторитета судов и верховенства Конституции (прежде всего ст. 5), всех участников событий на «майдане» надо амнистировать. Но тогда надо прекратить преследования для всех, связанных с данными протестами - со всех сторон, кроме случаев тяжких правонарушений. А также надо прекратить и не допускать в дальнейшем административного и иного преследования всех участников, в том числе и сотрудников учреждений и компаний, отказавшихся выполнять распоряжения, связанные с данными протестами. Иначе мы просто погрязнем в новых скандалах и несправедливостях, грозящих в том числе и новыми «майданами».
   2. Очевидно, что надо объявлять паузу в подписании соглашений и о вступлении в ТС и об ассоциации с ЕС, потому что нельзя подписывать серьезные международные договора, тем более плохо подготовленные, в моменты неопределенности и кризиса. В ПР появилось предложение о «программе 100 дней». Пусть данная пауза продолжится 100 дней. За это время надо выработать более качественные и отвечающие интересам страны предложения и, наконец, определиться с вектором международного сотрудничества. Причем делать это надо максимально открыто и прозрачно, чтобы народ был в курсе событий. А то пока даже предприниматели не могут толком многое понять. (см. например, заявление директора Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Владимира Панченко на международной конференции в Киеве. «Результаты опроса об ожиданиях предпринимателей от подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС свидетельствуют о низкой осведомленности отечественных производителей - более 60% слышали о проектах соглашений между Украиной и ЕС, а также Украиной и Таможенным союзом, однако не знают подробно этих проектов, а потому не могут объективно оценить угрозы и преимущества от евроинтеграции или интеграции с ТС».http://www.unian.net/news/611653-bolee-60-ukrainskih-predprinimateley-ne-mogut-otsenit-perspektivyi-integratsii-s-es-ili-ts.html )
   3. Кому можно поручить вышеуказанную работу? Очевидно, что не действующему правительству. Здесь было бы уместно и естественно создать новый временный и независимый орган со сроком полномочий не более, чем на 100 дней, например, Временный Совет Национального Единства (далее ВСНЕ). (Название может быть другим, - собор, учредительное собрание, комиссия, «круглый стол», согласительный совет и т. д.) В него должны войти от 12 до 50 человек, представляющих всю Украину. Запад, восток, юг и центр страны; экономисты, власть и оппозиция, авторитетные общественные и научные деятели. Правительство и все представители власти уместно обязать незамедлительно предоставлять все требуемые членами ВСНЕ сведения, кроме являющихся государственной тайной. При этом органам власти должно быть запрещено на время работы совета засекречивать новые виды данных. Работа ВСНЕ должна быть максимально открытой и прозрачной, так, чтобы любой гражданин легко мог бы ознакомится с интересующими его сведениями, касающимися соглашения с ЕС, ТС и т. д.
   Никаких отдельных выборов в данный совет проводить не надо. Достаточно равномерно распределить квоты. Создать ВСНЕ можно указом президента. Состав и полномочия могут уточняться во время переговоров. Однако принципиальной разницы здесь быть не должно по двум основным причинам. Во-первых, ВСНЕ не принимает решения, а лишь, по сути, систематизирует информацию. Во-вторых, его работа должна быть максимально открытой, а состав равномерен, поэтому и возможности манипулировать информацией окажутся сведенным к минимуму. Именно ВСНЕ должен в срок не более 100 дней выработать основную программу действий по модернизации Украины и максимально широко ее осветить, подробнее об этом ниже. Плюс к этому ВСНЕ должно быть запрещено давать какую-либо оценку деятельности любых органов власти или оппозиции — только работа над будущей программой и ее освещение. Очевидно, что с данной задачей лучше всего сможет справиться именно такой орган и с подобными полномочиями...
   4. Очевидно, что выбор вектора развития страны лучше всего утвердить на референдуме. С разных сторон часто раздается голоса с критикой самой идеи референдумов в Украине. Мол, все равно сфальсифицируют и якобы «народ обманываться рад». (см. например: http://ava.md/034-kommentarii/04470-oboqdoostrii-mech-referenduma.html и http://podrobnosti.ua/opinion/2013/09/13/929923.html) Так а что нам мешает наконец-то дать людям объективную информацию (с помощью того же ВСНЕ). Тогда и народ «обмануть» не удасться и ясно выясниться для всех, чего на самом деле хочет Украина по трем основополагающим вопросам. Одновременно станет виднее и кто из политиков насколько честен. И больше никто не сможет спекулировать на эту тему. Волеизъявление народа подлежит обязательному выполнению (согласно решению конституционного суда № 6-рп/2008 от 16.04.2008 (пункт 5) «Враховуючи наведене, Конституційний Суд України дійшов висновку, що за змістом статей 5, 72, 74 Конституції України народ як носій суверенітету і єдине джерело влади в Україні, здійснюючи своє волевиявлення через референдум, може в порядку, який має бути визначений Конституцією і законами України, приймати закони, вносити зміни до чинних законів, скасовувати їх (крім законів з питань податків, бюджету, амністії).» http://www.ccu.gov.ua/uk/doccatalog/list?currDir=9954 ) Так и только так выбор вектора развития страны получит максимальную легитимность, в том числе и для международного сообщества, что очень важно, и гарантию выполнения. Причем не зависимо от того, кто победит на выборах в Украине. Назначить референдум можно на начало лета 2014 г. сразу после завершения работы ВСНЕ.
   5. Учитывая основное требование народа о модернизации страны, логично было бы поручить ВСНЕ провести «мозговой штурм» не только по выяснению оптимального международного вектора, но еще по двум важнейшим вопросам. А именно:
5.1. Определить международный вектор развития. (Об этом говорилось выше)
5.2. Определить программу действий по преодолению коррупции в стране и необходимые преобразования по облегчению ведения бизнеса. Другими словами — наметить бюрократическую реформу. Опыт всех стран, добившихся в последние десятилетия экономического «чуда» показывает, что в основе данных достижений стояли прежде всего четкие, стабильные и прозрачные «правила игры» для бизнеса и отсутствие коррупции. (Здесь можно, например, использовать опыт Грузии, как наиболее близкой нам по менталитету и по времени преобразований страны).
5.3. Определить экономические приоритеты развития. Другими словами — указать вектор экономической реформы. Надо выделить 2-3, максимум 4 национальных проекта, отрасли, которые смогут стать настоящим «локомотивом» для всей экономики Украины. Именно на эти проекты должны быть направлены, сконцентрированы все необходимые усилия, ресурсы, финансы и внимание государства. (Например, это могут быть:
а) переработка продукции сельского хозяйства. (Гораздо выгоднее продавать протеины вместо зерна. Плюс использование важнейшего природного ресурса и, пожалуй, наиболее оптимальное и эффективное обеспечение занятости без больших финансовых затрат)
б) модернизация металлургии. (Главная статья экспорта)
в) обеспечение энергетической безопасности. (Главная статья импорта)
В дальнейшем, на втором этапе модернизации страны с учетом мировых тенденций и близящихся масштабных экосферных преобразований могут быть выделены новые приоритеты, например, такие:
а) космическая техника;
б) солнечная энергетика;
в) энергосбережение.)
5.4. Таким образом, в итоге на референдум выносятся 3 вопроса.
   6. Очевидно, что проводить выборы в марте 2014 г., как предлагает В. Кличко, слишком рано. За кого и за что сейчас голосовать?! С другой стороны, отложив на несколько месяцев переформатирование власти, мы тем самым предоставим возможность политическим партиям консолидироваться и выработать новые эффективные программы. А политикам, в том числе и возможным новым, время для «созревания» до общенационального лидера (читай — до настоящего понимания чаяний народа и интересов страны). Учитывая время проведения референдума в начале лета 2014 г. и 60-дневную предвыборную компанию президентские, парламентские и местные выборы можно назначить на начало осени 2014 г.
7. Очевидно, что в таком случае нет смысла сейчас менять действующие органы власти. Они могут продолжать функционировать в обычном порядке в соответствии с законами и Конституцией Украины. Решения местных органов власти, принятые в период с 30.11.2013 г. по 18.12.2013 г., направленные на изменение структуры управления, должны быть отменены.
8. Очевидно также, что для полного восстановления конституционного порядка должны быть убраны все баррикады, палатки, сцены и т. п. атрибуты «майдана», в том числе разблокированы занятые митингующими здания. После согласования и утверждения всех остальных пунктов данного соглашения баррикады сами потеряют смысл и могут в однодневный срок быть убраны.
9. Кроме этого, возможно объявление моратория на проведение любых митингов и демонстраций в Киеве до начала предвыборной компании. При этом за народом, естественно сохраняется конституционное право на акции протеста в случае невыполнения данного соглашения.


4.
Коротко о главном.
1. Революция в Украине уже одержала первую большую моральную победу, не позволив себя разогнать.
2. В целом очень выгодные для Украины соглашения с Россией — в первую очередь заслуга «евромайдана».
3. Стране срочно нужен новый лидер либо кардинально поменявший свою политику лидер «старый».
4. Исторический выбор Украины по большому счету заключается между скатыванием еще глубже в пропасть к общей деградации в сторону стран четвертого мира или совершением рывка к передовым странам с помощью масштабной модернизации.
5. Программа национального компромисса и начало модернизации — оптимальный и наиболее эффективный путь развития Украины. Исторический момент для такого шага благоприятный.
6. Не проведя масштабной модернизации или заменив ее бутафорской Украина рискует окончательно скатиться к положению стран четвертого мира, в лучшем случае законсервировать взрывоопасную стагнацию.
7. Стране необходимо скорейшее восстановление конституционного порядка.


Программа национального компромисса и начало модернизации Украины
(в кратком виде)
1. Реабилитация (не амнистия!) участникам событий на «майдане» и всем, связанным с данными протестами - со всех сторон, кроме случаев тяжких правонарушений.
2. Прекращение и недопущение в дальнейшем административного и иного преследования всех участников, в том числе и сотрудников учреждений и компаний, отказавшихся выполнять распоряжения, связанные с данными протестами.
3. Объявление паузы в подписании соглашений о вступлении в ТС и об ассоциации с ЕС на срок не более 100 дней.
4. Создание «временного совета национального единства» (ВСНЕ) для выработки основных направлений модернизации Украины и подготовки соответствующих трех вопросов для референдума. 1) Определение международного вектора 2) Определение 2-3, максимум 4 национальных программ, способных стать «локомотивами» для всей экономики. 3) Определение программы действий по преодолению коррупции в стране и необходимые преобразования по облегчению ведения бизнеса.)
5. Назначение даты референдума не позднее начала лета 2014 г.
6. Сразу после оглашения результатов референдума назначение президентских, парламентских и местных выборов. (осень 2014 г.).
7. Действующие органы власти до выборов продолжают функционировать в обычном порядке в соответствии с законами и Конституцией Украины.
8. После согласования и утверждения всех остальных пунктов в однодневный срок убрать все баррикады и т. п. атрибуты «майдана». Конституционный порядок должен быть полностью восстановлен в кратчайшие сроки.
9. Объявление моратория на проведение любых митингов и демонстраций в Киеве до начала предвыборной компании.
10. За народом сохраняется конституционное право на акции протеста в случае, если данное соглашение не будет выполняться.

Данный компромисс представляется одним из наиболее приемлемых, оптимальных, сбалансированных для всех. И власть «сохраняет лицо», и оппозиция добивается «переформатирования» власти, и народ получает возможность не только надеяться, но инициировать и контролировать процесс модернизации страны. Естественно, что всем придется также чем-то поступиться. Власти придется согласиться на полное «переформатирование» чуть раньше, оппозиции — на отсрочку, а народу — уйти с баррикад «независимой территории майдана». Однако, учитывая реалии современного мира, последствия противостояния для всех в любом случае будут плачевными, а главное, для страны в целом. Компромисс, же, напротив, для каждой из сторон дает больше преимуществ, чем уступок, а для страны в целом может означать настоящий «прорыв в будущее»!
Объединившись вокруг данного, по сути, национального компромисса, мы сможем, возможно, наиболее эффективным и оптимальным способом не только выйти из сложившегося тупика, но и добиться сразу нескольких важнейших результатов.
1. Восстановим конституционный порядок.
2. Впервые в истории проведем «мозговой штурм» по определению пути развития и модернизации страны не «сверху», а «снизу». Тем самым грядущим преобразованиям будет дана максимальная легитимность, а, значит, необратимость.
3. Отложив на несколько месяцев переформатирование власти, мы тем самым предоставим возможность политическим партиям консолидироваться и выработать новые эффективные программы. А также «созреть» политикам, в том числе новым, до общенационального лидера.
Лозунги:                                                           Нам нужен лидер!             
                   Да здравствует Совет Национального Единства!
Свобода! Модернизация! Референдум!




5 комментариев:

  1. Уважаемый andrei-bor! Судя по тону Вашего комментария, Вы явно отдаете предпочтение одной из сторон. Однако уже то, что Вы готовы к диалогу - большой плюс. Вы, безусловно, согласитесь с тем, что для достижения реального национального компромисса необходимо прежде всего стараться объективно оценивать действительность, без кривых зеркал, чем бы они не были обусловлены (принадлежностью к партии, клану и т. п., плохой информированностью или "искренними" заблуждениями)?
    Можно ли считать происходящее в Украине революцией? А считаете ли Вы "Парижскую коммуну" 1870-го г. революцией? Вопрос "на засыпку", хотя об этом написано во всех учебниках. Но ведь "коммуна" не привела к "кардинальному изменению социальной базы" и вообще потерпела поражение! А замечаете ли Вы разницу между "евромайданом" и, например, такими событиями этого же года, как миллионный марш во Франции, вчерашние протесты в Брюсселе, февральскими протестами в Болгарии, площадь Таксим в Стамбуле и т. п.? (Причем, например в Болгарии в результате произошла смена власти и в некотором смысле "социальной базы"). Правильно, принципиальных отличий сразу несколько и мы уже об этом говорили. Так что давайте все-таки будем исходить из реальности и не будем уподобляться знаменитой королеве Марие-Антуанетте не понимающей, "почему они протестуют?" В Украине сейчас происходит именно революция. Другой вопрос, чем она завершится и к каким результатам приведет? Хотелось бы, чтобы нам удалось избежать кровопролития и начать настоящую модернизацию!..
    Заслуга ли евромайдана - аттракцион невиданной щедрости со стороны РФ? Однозначно. Вы можете назвать хоть 1 случай подобной доброты со стороны Путина хоть к кому-нибудь и хоть по какому-нибудь поводу? Да сам стиль его правления - "мочить в сортире". Разгон "Болотной площади", вторая чеченская война и в стиле "монетизация льгот" проведенная в стиле "железной леди" Маргарет Тетчер внутри страны. Снаружи еще жестче. У своего самого близкого союзника - Беларуси - только за скидку на газ на 2 года он полностью отобрал ГТС (см.: http://www.rg.ru/2011/11/25/truba-site.htmlв ). Отстаивая свои интересы, РФ даже Сирию обрекла на гражданскую войну, которой не видно конца. И т. д. и т. п. Далее, перед подписанием соглашений 17.12.2013 г. никто из российских аналитиков не предполагал такой щедрости (говорили предположительно только о кредите примерно в 5 млрд. для покрытия рисков самой РФ в Украине, "связанных с нестабильностью"). А после 17-го начали критиковать Путина чуть ли не за слабость, что, кстати, вполне могло стать одной из причин второго эпохального шага Путина за 1 неделю - помилования Бориса Ходорковского. И в-третьих, из-за особенностей "особых" взаимоотношений с Россией и "Юлиного газового контракта" Украина 3,5 года только беспомощно стенала, между прочим, фактически подарив при этом РФ "Черноморский флот" аж до 2042 г.
    Что касается остальных вопросов надеюсь ответить на них в блоге. Вам же еще раз спасибо за проявленную заинтересованность. Предлагаю также обсудить более конкретно, возможно, интересующие Вас отдельные моменты программы национального компромисса. "Мозговой штурм" в стране фактически уже начался и набирает обороты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый, Сергей Драганов. Касательно моих предпочтений, могу заверить, что я ни за Евромайдан, ни за Анти-Майдан. Я четко выступаю за последовательную евразийскую интеграцию и придерживаюсь формулы: РФ+ Украина = РОССИЯ, чего собственно и не скрываю. А то, что творится на киевских площадях меня уж совсем не прельщает. Касательно "национального компромисса", боюсь, что на данном этапе точка невозврата уже пройдена и говорить о каком-то компромиссе между западом и востоком мягко говоря утопично. Сейчас Украина в таком состоянии, когда любое конкретное движение хоть в право, хоть влево, будет сразу же одними или другими восприниматься в штыки. А с другой стороны, кучмовскую политику сидения на 2 стульях уж явно проводить не дадут.
      Говоря о Парижской Коммуне, конечно же по своим целям она была революционной, несмотря на то, что долго она не продержалась. Кстати, и Февральская революция тоже проиграла, что не мешает ей в силу ее целей считаться революцией. Хотя, мне кажется, у нас сейчас присутствует некоторая проблема в том что называется мета-языком. Отсюда некоторая путаница в разговоре. Как историк, дайте пожалуйста свои критерии понятий "революция" и "гос. переворот". Да, и у меня тогда тоже встречный вопрос. Майдан-2004 по-вашему тоже революция?
      По-поводу примеров щедрости России. Да, полно! Списание долгов со всех, с кого можно. Северная Корея, Куба, Ливия, Египет, Алжир, ряд стран тропической Африки и др. Ту же полуфашисткую Прибалтику можно было бы уже по-настоящему мокнуть в сортир, но она и существует только благодаря экспорту в Россию и страны СНГ. Европейцы еще не особо научились шпроты есть. Так что, во многом, сравнить скажем с политикой США, российская внешняя политика очень либеральна. По-поводу Белоруссии, у них есть в отличие от Украины неплохое качество - не смотреть на "трубу", как на икону. Кому бы стало легче, если бы Россия еще сильнее загрузила Северный поток, а белорусов оставила с грудой металлолома. Кстати, Южный поток, как можно заметить, строится вполне приличными темпами, так что смысл подробно останавливаться на этой теме, думаю настанет через года 2.
      Далее, вы говорите о Сирии, как будто Россия - причина начавшейся там войны. Обратите внимание на идентичную ситуацию в Ливии. Россия тогда не вмешалась, предоставив "цивилизованным" странам самим разруливать процесс. Что стало с Ливией? По факту, раскол на три части, повсеместное распространение боевиков АльКаиды, а недавно и вовсе перешли на шариат. Так что благодаря российской позиции Сирия еще и существует.
      Вы помянули чеченскую войну. Хотелось бы спросить, как, по-вашему, должен бы поступить Киев в случае объявления Крымом своей независимости? Недавно крымские власти сделали интересное заявление, так что совсем фантастикой такой сценарий можно и не считать.

      Удалить
  2. Уважаемый Grant Amancio! Я, как человек получивший неплохое историческое образование, могу сказать, что многие из Ваших "исторических" тезисов, мягко говоря, не совсем верны. В частности, все три касающиеся Красной Армии -там все скорее наоборот. К счастью, все это сейчас имеет мало значения, поэтому давайте говорить о важном и насущном! Здесь у Вас сразу несколько интересных замечаний, требующих дальнейшего развития. Особенно импонирует то, что Вы находитесь в поиске лидера страны, а действующим политикам даете грамотные и откровенные характеристики. Кстати, один из моих друзей в Фейсбуке предложил Садового в президенты, а Порошенко - в премьеры. Повторюсь, Революция вполне может выдвинуть как совершенно новых людей в настоящие национальные лидеры, так и изменить кардинально лидеров "старых". Здесь, пожалуй, нельзя исключать даже В. Януковича - революция действительно способна на чудеса. (В Качестве исторического примера: император Римской империи Константин до 316 г. и после - разные люди и политики. Также, как и русский царь Иван Грозный времен "избранной рады" и "опричнины" - не только лидеры разные, но и страна совсем другая!)
    Очень интересны Ваши рассуждения совместно со Станиславом Драгановым и по другим насущным вопросам дня. Цитирую, например:
    "В итоге получается, что оппозицию народную душит оппозиция политическая. Люди это видят и теперь вообще не понимают куда им деваться. Поэтому подозреваю, что майдан закончится также бесславно, как и начался, поскольку, оппозиция политическая не взяла пример с оппозиции общественной. Сильно за мандаты бояться. И тут даже Маккейн не поможет.
    Патовость ситуации состоит в том, что на смену старому олигархату, который так ненавидим народом, со вступлением в ЕС прийдёт новый, но не украинский."
    Однако по всем этим вопросам отсылаю Вас к своему блогу, там пытался и буду дальше развернуто и подробно отвечать... И жду дальнейших комментариев, мыслей, анализа, желательно по конкретным отдельным вопросам. Пришло время программу национального компромисса и путей модернизации Украины дорабатывать до реального претворения в жизнь!

    ОтветитьУдалить
  3. Сергей, мои исторические тезисы и взгляд на Красную революцию сформировались под влиянием Старикова и Фурсова. Я не утверждаю, что это истина последней инстанции, однако эта литература перевернула моё представление об истории "традиционной".

    Не оставила меня равнодушным Ваша точка зрения относительно внутренней и внешней политики России. Я, например, уверен, что только вмешательство Путина в дела Сирии спасли эту страну от сценария, который был успешно обкатан в Ливии и ряде других мусульманских стран. По сути от произвола проводимого самыми сильными армиями мира - войсками США и НАТО.
    Что касается "мочить в сортире", то это было адресовано исключительно террористам. Вы как историк наверняка знаете, что в Ичкерии проводился геноцид русского народа и не рядовым чеченским населением, а радикальными группировками.

    Продолжу о щедром кредите РФ. Насколько мне известно эти деньги были отозваны из американских бирж. Я думаю не спроста. Грубо говоря Путин не взял эти деньги непосредственно из бюджета.

    Осуждая Путина, как авторитарного правителя нужно иметь ввиду, что это необходимость. Необходимость вызванная тем, что страна при Ельцине была растащена на куски, масса активов была растащена и распилена между частными лицами буквально за гроши. Промедление в принятии решений, попытка пойти на диалог стоит в таких условиях очень дорого. Мне известно также то, что Ходорковский хотел продать весь свой пакет "Бритиш Петролеум". Путин наверняка не очень хотел, чтоб русским ресурсом управлял кто-то другой. И я ему аплодирую за этот рискованный шаг! Уверен, что Ходорковского о последствиях предупреждали.
    А знаете как обидно было мне, когда Ющенко продал Криворожсталь?
    Внешняя политика России на данный момент оправдана. Именно это и делает её сильной державой.
    У России есть только два союзника - это её армия и её флот (Александр III).

    Касательно вопроса изменения философии правителя, то тут я буду скептичен. Монархов старого образца сравнить с сегодняшними лидерами не могу в силу того, что владствование монархов было пожизненным. Они имели всё и при этом они знали, что это всё у них навсегда. Запасаться золотом на будущее не имело смысла - будущее монарха либо в этой стране, либо в могиле. Эта мысль и заставляла их меняться.
    К кандидатуре Садового отношусь скептически, наблюдая его политику во Львове. Всё русское ему чуждо - это во первых. А в Украине такой правитель не устроит по меньшей мере пол страны. Во вторых помню разгон антимайдана во Львове.

    http://www.youtube.com/watch?v=dc4lXAenyvk

    Обращаю внимание, что дата видео 2 декабря. О заказанных акциях антимайдана тогда речь не шла. Да и активисты там не с символикой ПР, а религиозные. Вот это голос народа, а не те, кому дают флажки.

    ОтветитьУдалить
  4. Grant Amancio, andrei-bor, Хотите правду-матку? Я ожидал совсем другого разговора с людьми, о носящимися, судя по всему, к интеллектуальной элите. Разработал, пожалуй, неплохую программу выхода из тупика "национальный компромисс и модернизация Украины" и продолжаю работать в данном направлении. http://draganov2512.blogspot.com/2013/12/blog-post_22.html Поэтому вправе был ожидать конструктивного конкретного обсуждения программы по пунктам.
    Извините, но от Вас пока не услышал ни своих собственных предложений или хотя бы ссылок на те, которые вы поддерживаете, ни конкретного конструктивного комментария моих по пунктам. (Садовый мне тоже не очень нравится (его предложил, одессит, кстати). Тогда скажите, кто, по-вашему и, главное, какая у него должна быть программа развития страны?) Обсуждать же Путина и т. п. не интересно и не уместно. (Тем более, что, во-первых, я его не осуждаю и считаю сильным лидером, но другой страны. Во-вторых, в Ваших рассуждениях о нем, Андрей, кроме утверждения о «прощенных» долгах, которые и так невозможно было бы вернуть, (см., например: http://www.aif.ru/money/economy/1062205 ) больше никаких доводов нет. Давайте же будем объективными, я ведь, как Вы поняли, не "оранжевый", зачем же со мной ругаться)
    Цитирую, - "Вторая характерная особенность — резкое усиление радикальности неприятия позиций друг друга. Даже достаточно известные и культурные люди вдруг ударились в обсуждение нетрадиционных сексуальных ориентаций, например." И еще: "Однако, с другой стороны, нельзя не отметить быстрое, очень быстрое созревание и развитие общественной мысли. Фактически уже идет и набирает обороты «мозговой штурм». Еще неделю назад рецепты того, что надо делать были редкостью."
    Жду от Вас действительно конкретных и конструктивных ответов. Что Вы думаете по поводу направлений модернизации? Что надо делать сейчас президенту и оппозиции? Нужно ли образовывать сейчас новую партию, способную как 3-я сила прийти в будущем к власти? Способны ли ПР провести не бутафорскую, а настоящую модернизацию? Возможно ли в Украине победить коррупцию, по примеру Грузии и что для этого надо сделать? Это только часть вопросов, вызовов времени для Украины.
    http://gazeta.zn.ua/internal/zapomni-kak-vse-nachinalos-_.html и http://ukrlife.tv/video--u-ukrainskih-oligarhov-est-dve-nedeli-chtoby-spasti-samih-sebya-soskin-video--1208

    ОтветитьУдалить